Аренда автобусов – услуга, которая является востребованной у многих туроператоров ввиду отсутствия собственного транспорта в той или иной точке планеты. Даже в своем регионе небольшая туристическая компания проводит в сезон каждую неделю ряд поездок, в которых участвуют одновременно до 20 и более человек. Стоит отметить, что туристы и прочие участники данных мероприятий отнюдь не часто задумываются о том, что путешествие на автобусе требует соблюдения правил предосторожности и наличия элементарных знаний о том, что нужно предпринимать во время аварии автобуса. При всем профессионализме водителей компаний. Которые специализируются на аренде автобусов, знать это необходимо. Чтобы поверить в это, достаточно хотя бы неделю почитать новости в средствах массовой информации, касающиеся аварий с участием туристических автобусов.
Чаще всего такие аварии являются последствием несоблюдения элементарных правил безопасности дорожного движения – превышение скоростного режима, управления автобусом усталым, не выспавшимся или – еще хуже – «с бодуна». Нередко причиной дорожно-транспортных происшествий с участием организованных групп туристов являются технические неисправности – наиболее часто отказывают тормоза, нередко выходит из строя рулевая колонка и другие части рулевого управления, реже вылетают и взрываются колеса. Чаще всего кардинальной причиной данных поломок служит то, что аренда автобуса предоставлена компанией, не следящей должным образом за техническим состоянием своего автопарка.
Поведение конкретного автобуса в конкретной аварийной ситуации предугадать очень сложно. Если легковушки подвергаются регулярным краш-тестам EuroNCAP и т.п. на фронтальный и боковой удар, то автобусы – практически нет. В результате тестов по форме кузова можно легко видеть, как работают те или иные элементы, отвечающие за гашение кинетической энергии. Считается правильным, что часть кузова с двигателем и коробкой должна быть смята, а салон сохраняет свою форму, при этом должно быть обеспечено свободное открывание дверей. При помощи сенсоров, инсталлированных на манекенах, можно определить, каким перегрузкам при столкновении подвергается водитель и пассажиры, насколько данные результаты близки к критическим для человека значениям. Нормы безопасности срабатывают «на ура», если и пассажиры, и водитель пользуются ремнями безопасности. Эйр-бег также эффективен только в случае пристегнутого ремня. В противном случае подушка безопасности, наоборот, приводит к переломам и травмам.
Производители автобусов не только не обязаны проводить «краши» - они даже не обязаны устанавливать на сиденье ремни безопасности. Правда, аренда автобусов в последние годы все чаще производится с наличием ремней в салоне. Если таковых нет, то туристический автобус – довольно серьезная «капсула смерти», летящая по дороге с высокой скоростью. Тем не менее, выживать в авариях автобуса можно и нужно, если только мы не встречаемся лоб в лоб с большегрузным «60-тонником», водитель которого также участвует в клубе «от ста двадцати и выше». Главное – помнить несколько главных правил и четко их соблюдать.
Если есть возможность пристегнуться – пользуйтесь ею, иначе по салону в случае аварии можно совершить не лучший для вашего здоровья полет. Если столкновение неизбежно, а вы сидите в кресле, то наклонитесь вперед, скрестите руки и положите на переднее кресло и прижмите к ним голову. Ноги нужно вытянуть вперед, по возможности, но при этом не подсовывать их под переднее кресло – как показывает практика, в таком положении во время ДТП они ломаются, как спички. Если перед столкновением вы стоите, то не нужно пытаться удержаться за поручень или что-либо еще – это приводит к переломам. В данном случае нужно падать, и падать на бок, сгруппировавшись.
Если вами заказана аренда автобуса либо вы являетесь туристом, перед началом поездки постарайтесь поинтересоваться, был ли осуществлен осмотр выезда перед выездом. Не нужно гнаться за предложениями, в которых аренда автобусов стоит дешево – свою жизнь нужно доверять только серьезным компаниям с хорошей репутацией.