О том, что представляют собой московские дорожные заторы, хорошо известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Данная проблема не может не затрагивать, в том числе, и автобусные перевозки. Мегаполис остается бессменным лидером среди отечественных городов в черных рейтинга протяженности и временной продолжительности «пробок». Как отмечают в Институте Генплана Москвы, окончательно разрешить данную проблему практически невозможно, но если внести определенные инженерные коррективы, то существенно улучшить дорожную ситуацию вполне реально.
Ежедневно в Москве в разных частях города возникает до тысячи «пробок», в каждой из которых простаивает до полторы тысячи машин, в том числе, автобусов. Безусловно, ряд мероприятий за последнее десятилетие московской мэрией был принят, но кардинального сдвига в решении проблемы пока что не видно. В частности, въезд в центр Москвы грузовиков существенно ограничен. В Институте Генплана Москвы признают, что полностью избавиться от дорожных заторов в Москве с ее нынешней инфраструктурой невозможно, но сократить время пребывания автомобилей в этих заторах вполне реально. Главной причиной появления «пробок» является не сама инфраструктура и даже не количество автомобилей из расчета на тысячу жителей, а низкая культура вождения местных автомобилистов. В частности, постоянно имеют место случаи нарушения правил парковки, и это несмотря на то, что в столице круглосуточно работает служба принудительной эвакуации автомобилей. В результате целые полосы оказываются непригодными для движения.
Одним из довольно удачных технических решений явилось введение в отдельных частях города специальных полос для движения общественного транспорта. Одни из примером данного удачно нововведения явилось выделение спецполосы на Волоколамском шоссе. Другой инструмент, направленный на реализацию поставленных целей, - перехватывающий паркинг, при котором автовладелец может оставить свою машину около конечной станции метрополитена и отправиться далее на метро. Такие меры вводятся в районах Митино и Новокосино, а также возле станции метрополитена «Планерная». Чтобы разгрузить нынешнюю кольцевую структуру автомобильных артерий столицы, к 2025 году власти запланировали возвести Северную рокаду и Южную рокаду. Помимо этого, вскоре на карте Белокаменной появятся дороги, дублирующие направление Ярославского и Варшавского шоссе. Так же участь постигнет и вечно перегруженный Кутузовский проспект.
В то же время преобразовывать московские дороги в двухъярусные в Институте пока что не рекомендуют. Как заявил в свое время глава ведомства Сергей Ткаченко, наибольшие проблемы вызывает в наше время часть города, носящая культурно-историческую ценность, а историческую часть города «уродовать не хотелось бы». В качестве примера директор института упомянул Токио, где двухъярусные дороги возводятся исключительно в новых частях японской столицы.
Довольно эффективным инструментом решения проблемы дорожных заторов мэрия считает введение нового пересадочного контура Московского метрополитена, который планируется построить уже в течение нынешнего десятилетия. Возведение кольцевой линии даст существенное сокращение нагрузки на ныне действующие пересадочные узлы в центре Москвы, а значит, позволит сократить время пребывания водителей автобусов и легковых автомобилей в пути.